(Пхаладзе Михаил Георгиевич; 2.11.1872, с. Кандаура Сигнахского у. Тифлисской губ.- 10.01.1960, Тбилиси), католикос-патриарх всей Грузии (1952-1960). Род. в многодетной семье псаломщика. Несмотря на бедность, отец стремился дать детям достойное образование. Когда Михаилу было 9 лет, отец определил сына в Телавское ДУ. М. рано осиротел. По окончании ДУ он как «благовоспитанный и прилежный ученик» был направлен педагогическим советом уч-ща для продолжения учебы в Тифлисскую ДС (1890-1896). М. был единственным среди семинаристов, кто ни разу не получил отметку ниже высшего балла, окончил ДС со статусом 1-го ученика. В 1896-1900 обучался в КазДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия. Превосходно владел древнегреч. языком, ему принадлежат переводы на груз. язык сочинений Геродота «История» и Псевдо-Арриана «Перипл Понта Эвксинского» (б-ка Тбилисского гос. ун-та) (Жвания. 1994. С. 32). Способного юношу высоко оценил преподаватель КазДА богослов В. И. Несмелов, предложивший ему продолжить научную работу в академии, однако М. вернулся на родину и в течение 15 лет занимался преподавательской деятельностью (Рафаил (Карелин). 2006. Ч. 2. С. 99). 27 июля 1900 г. М. был назначен преподавателем русского языка в Кутаисское ДУ; 26 янв. 1902 г. был переведен в Кутаисскую ДС на должность учителя физики и математики. С 8 апр. 1904 г. преподавал географию и арифметику в г. Белый Смоленской губ., 2 нояб. 1909 г. назначен учителем физики и математики в Каменец-Подольскую ДС. С 15 мая 1915 г.- наставник ДУ в мест. Тыврово Подольской губ. 31 мая того же года в Подольской епархии был рукоположен во иерея. Известно, что у М. было четверо детей.
В сент. 1917 г. М. вернулся в Грузию и был назначен инспектором Горийского ДУ, служил в храме при училище. 27 нояб. 1917 г. избран членом епархиального совета восстановленной Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). 21 нояб. 1918 г. возведен в сан протоиерея (ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 26. Л. 30). В том же году овдовел. ДУ закрыли новые власти. Для того чтобы прокормить семью, М. в 1920-1922 гг. работал ревизором поездов на Кахетинской железной дороге (Сапатриаркос уцкебани (Ведомости Патриархии). Тб., 2014. № 3. С. 17-20 (на груз. яз.)). Прот. Никита Талаквадзе вспоминал, как М. в нач. 1922 г. пришел к католикосу-патриарху всей Грузии исп. Амвросию (Хелае) и попросил место священника в любом тифлисском соборе. Католикос-патриарх разгневался на него из-за того, что М. посмел явиться в гражданской одежде, однако спустя неск. дней предложил ему место священника в церкви с. Диди-Гомарети, от которого М. отказался (Талаквадзе. 2013. С. 189). 5 апр. 1922 г. М. был назначен ключарем в тифлисский кафедральный собор Сиони (Тбилисский Сиони) (ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 26. Л. 30). 28 апр. 1922 г. скончался еп. Алавердский Пирр (Окропиридзе), М. вместе с еп. Манглисским Христофором (Цицкишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии Христофор III) во главе тифлисской делегации присутствовал на погребении архиерея. Нек-рые члены Католикосского Совета ГПЦ высказывали мнение о необходимости хиротонисать М. во епископа Алавердского (Талаквадзе. 2013. С. 230-231). В февр. 1925 г. М. был назначен настоятелем тифлисского собора Анчисхати (ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 26. Л. 30). 15 марта 1925 г. псаломщик церкви с. Кандаура Давид Пхаладзе обратился к католикосу-патриарху исп. Амвросию с просьбой назначить на место священника новооткрывающейся церкви уроженца села М., который «будет заботиться о церквях и воодушевит верующих». 9 апр. 1925 г. исп. Амвросий «ввиду того, что в настоящее время во всей Алавердской епархии не нашлось подобающего кандидата на место благочинного, для пользы дела» назначил М. на эту должность, а Давида Пхаладзе определил быть диаконом (НЦРГ. Ф. 31 (В. Карбелашвили). Д. 870. Л. 96).
10 окт. 1925 г. М. принял постриг и был возведен в сан архимандрита, 14 окт. хиротонисан во архиерея и назначен епископом Алавердским. 18 нояб. он прибыл в епархию. В письме исп. Амвросию (26 янв. 1926) он описал состояние дел в епархии (Мачуришвили. 2009. С. 25-26). 17 окт. 1927 г. М. временно был назначен управляющим Сухумо-Абхазской епархией. С 24 марта 1928 г. епископ Цилканский (Архив Груз. Патриархии. Д. 1823. Л. 140, 175). С 11 мая 1928 г. настоятель тифлисского Преображенского муж. мон-ря.
2 янв. 1935 г. М. возведен в сан митрополита, переведен на Сухумо-Абхазскую кафедру (ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 26. Л. 30). Свою первую проповедь он начал словами прор. Давида: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс 13. 1), что оскорбило властей и восстановило их против нового архиерея. Ему не давали возможности проводить изменения в епархии, на протяжении неск. лет М. оставался практически без дохода (Рафаил (Карелин). 2006. Т. 2. С. 100). Репрессии в отношении духовенства коснулись и Сухумо-Абхазской епархии: в письме католикосу-патриарху всей Грузии Каллистрату (Цинцадзе) (2 мая 1937) М. писал о сложностях, которые возникли в епархии с назначением священника в 3 греч. деревни,- не нашлось подобающей кандидатуры. 9 окт. 1937 г. были арестованы протоиереи Симеон Гигинеишвили и Элизбар Анчабадзе, в епархии осталось 2 представителя духовенства: священник в Сухуми и М. (Архив Груз. Патриархии. Д. 1613. С. 23-24). 9 июля 1938 г. М. получил назначение в Тбилиси. С 1 апр. 1943 г. служил в ц. во имя св. Нины в Кутаиси, с 30 апр. 1944 г.- митрополит Урбнисский, настоятель тбилисской церкви Дидубе в честь Рождества Пресв. Богородицы (ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 26. Л. 30). М. был ревностным участником движения в защиту мира: неоднократно выступал на различных конференциях, в 1949 г. возглавил делегацию ГПЦ на 1-й Всесоюзной конференции сторонников мира (25-27 авг., Москва).
5 апр. 1952 г. на IX Соборе ГПЦ, проходившем в Тбилисском Сиони, М. посредством открытого голосования единодушно был избран католикосом-патриархом всей Грузии. Интронизация состоялась 7 апр. в мцхетском патриаршем кафедральном соборе Светицховели (Жвания. 1994. С. 34). На торжествах присутствовали представители РПЦ экзарх Украины митр. Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов), архиеп. Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко), ректор МДА прот. К. Ружицкий, а также от лица Антиохийского патриарха Александра III настоятель Антиохийского подворья в Москве архим. Василий (Самаха). Сохранилась характеризующая М. личная запись уполномоченного по делам религии в Грузии М. Меквабишвили, в к-рой тот писал, что новый католикос-патриарх «среди духовных лиц не пользуется хорошим авторитетом из-за своей принципиальности», до 1955 г. в среде представителей груз. духовенства существовала группа его противников. Также уполномоченный отмечал, что М. активно выступал на различного рода конференциях в защиту мира, «хорошо разбирается в вопросах международных событий... у него нет наклонности к жадности... выше всего ставит свою нацию и в решении вопросов в связи с открытием церквей старается открыть больше грузинских» (ЦГИАГ. Ф. 1880. Оп. 1. Д. 40. Л. 1-2).
В 1956-1958 гг., в условиях жесткой дискредитации Церкви со стороны властей, М. хиротонисал 5 архиереев: настоятеля тбилисской церкви Квашвети во имя вмч. Георгия прот. Харитона Девдариани во епископа Маргветско-Убисского Давида (впосл. католикос-патриарх всей Грузии Давид V (VI)) (28 авг. 1956); благочинного рус. приходов в юрисдикции ГПЦ архим. Зиновия (Мажугу) (30 дек. 1956) - вопреки мнению членов Синода, отнесшихся отрицательно к посвящению негрузина во архиерея ГПЦ; прот. Лаврентия Жванию во епископа Сухумо-Абхазского Леонида (15 февр. 1957); настоятеля кутаисской ц. во имя Архангелов в комплексе Мцване Квавила прот. Наума Шавианидзе во епископа Гаенатского Наума (7 июля 1957); настоятеля телавского Спасского собора прот. Давида Бурдиладзе во еп. Алавердского Давида (14 окт. 1958). Во время патриаршества М. были открыты церковь в Поти и кафоликон мон-ря Моцамета, куда были перенесены мощи святых Давида и Константина Аргветских; практически заново возведена церковь в Хашури; в жен. монастыре Бодбе были восстановлены богослужения; в патриаршем кафедральном соборе Тбилисский Сиони начали проводить богослужения на груз. языке, было восстановлено груз. пение. В 1957 г. М. и католикос всех армян Вазген I обменялись братскими визитами.
М. отличался высокой образованностью. Сохранились его записи об истории ГПЦ, размышления о христ. праздниках, об этических проблемах (Жвания. 1994. С. 34). Старейший священнослужитель ГПЦ архим. Рафаил (Карелин), рукоположенный М. в 1954 г., оставил воспоминания о нем. По его сведениям, М. самостоятельно изучил высшую математику, разработал математическую теорию в шахматах, писал духовную музыку (наиболее известна его «Херувимская песнь»). В период преследования Церкви при Н. С. Хрущёве М. обязал всех священнослужителей и диаконов носить облачение. Нарушившие указ лишались церковных наград, при вторичном нарушении представителей духовенства запрещали в священнослужении. М. настаивал на том, что священник - это исповедник правосл. веры, а не наемник, который носит облачение как спецодежду только во время богослужения. Он отличался скромностью и любовью к службе: часто в простом монашеском облачении пел и читал на клиросе Тбилисского Сиони. Особенно М. любил церковь Дидубе: перед решением к.-л. сложного вопроса он приходил сюда и долго молился перед образом Пресв. Богородицы (Карибче (Врата). Тб., 2008. № 13. С. 52-53 (на груз. яз.)).
В окт. 1959 г. католикос-патриарх с братским визитом посетил Москву. В день празднования памяти прп. Сергия Радонежского (8 окт.) он находился в Троице-Сергиевой лавре, но ввиду ухудшившегося состояния здоровья участия в праздничных богослужениях принять не смог и молился в алтаре. 27 дек. 1959 г., в день своего ангела (Неделя святых праотец), он принял у себя представителей тбилисского духовенства во главе с епископами Давидом (Девдариани) и Зиновием (Мажугой) и простился с ними. В отпевании и заупокойных богослужениях участвовали архиереи РПЦ (архиеп. Львовский и Тернопольский Палладий (Каминский), архиеп. Черниговский и Нежинский Андрей (Сухенко), архим. Никодим (Ротов)) и Антиохийской Православной Церкви (еп. Сергиопольский Василий), присутствовали представители Армянской Апостольской Церкви (архиеп. Саак, еп. Комитас) и католич. Церкви в Тбилиси, тбилисские раввины (Никодим (Ротов). 1960. С. 62-65; Жвания. 1994. С. 35). М. был погребен 17 янв. 1960 г. в Тбилисском Сиони.